15 Марта - Всемирный день прав потребителей
О празднике
Праздник, отмеченный в международном календаре как Всемирный день защиты прав потребителей, ежегодно празднуется 15 марта. Это событие затрагивает один из важных аспектов в жизни каждого человека.
Всемирный день защиты прав потребителей: особенности
Современная жизнь во многом зависит от качества приобретаемых им товаров и услуг. Это порождает необходимость регуляции рыночных отношений, а также контроля за соблюдением законности со стороны продавцов и поставщиков. С этой целью в начале 1960-х гг. была учреждена Международная организация, объединившая союзы потребителей (английское название - Consumer International, CI). Это некоммерческий союз, не зависящий от политиков.
В ней он огласил и главные права клиента:
-
на информирование;
-
на свободный выбор;
-
на безопасность товаров и услуг;
-
быть услышанным.
Впоследствии к Кодексу добавили еще 4 пункта.
CI дополнила свой манифест следующими правами:
-
на образование;
-
на возмещение ущерба;
-
на удовлетворение базовых потребностей;
-
на безопасность окружающей среды.
В общественной жизни праздник призывает напомнить о важности правового просвещения людей и контроля за выполнением законодательных нормативов и актов в рыночных отношениях.
Дата события
Неслучайно для праздника выбран день 15 марта. В этот день на историческом заседании Конгресса США президент Кеннеди задекларировал права потребителей.
В 2021 г. праздник будут отмечать в 72 странах, входящих во Всемирный союз потребителей, в т.ч. в России.
История праздника
В международный календарь праздников событие включили в 1983 г. Инициатива была высказана на очередном съезде Генассамблеи ООН, на котором приняли Декларацию прав потребителя.
В Российском праздничном календаре дату стали отмечать почти на 10 лет позже - в 1992 г., когда приняли Закон РФ «О защите прав потребителей».
Как отмечают: традиции
Этот день становится поводом для проведения торжественных мероприятий и чествования тех, чья деятельность связана с защитой потребительских прав. Общественные организации проводят брифинги и семинары. Дату используют как повод для выдвижения различных инициатив.
Во всем мире
Ежегодно Consumer International выбирает определяющую тематику праздника. Для 2021 г. действующей проблемой была выбрана борьба с загрязнением планеты пластиком. Это направление логически проистекает из права на безопасность окружающей среды. CI считает, что в решении этой важной проблемы должны объединиться и производители, и пользователи товаров.
Сегодняшняя тема логически связана с прошлогодней. Тогда девизом была борьба за рациональное потребление.
В России
Союз потребителей РФ был создан в конце 1990 г. Сегодня он объединяет более 100 независимых организаций из различных регионов России. В праздничных мероприятиях принимают участие и представители Роспотребнадзора: проводятся торжественные и отчетные заседания, а также просветительские мероприятия, с помощью которых повышается правовая грамотность населения.
Интересные факты
В СССР первым нормативным актом, защищающим права покупателей, выступил Гражданский кодекс 1922 г. Статьи 197 и 198 закрепляли положения о том, что в случае предоставления некачественного товара его можно вернуть и получить возмещение всех затрат или уменьшить сумму сделки. Кроме того, прописали сроки и условия предъявления претензий.
В 1934 г. в Советском Союзе была введена уголовная ответственность за обсчет и обман покупателя.
Законопроект, защищающий права потребителей в СССР и содержащий основные международные постулаты, был выдвинут на рассмотрение в 1991 г., но из-за распада Союза голосование по нему не состоялось.
В 2019 г. российские суды рассмотрели почти 430 тыс. исков по защите прав потребителей. Удовлетворен был каждый 5-й из них. В качестве компенсации гражданам выплатили более 53 млрд руб. За последние 10 лет доля таких дел увеличилась в 1,5 раза, а размер выплат по ним - в 2.